|
КАРАИМЫ И КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫ
Если вы приехали в Евпаторию, отправились в лабиринт Старого города, нашли улицу Караимскую и попали в
караимские кенасы (или в кенаса, как говорят сами караимы), считайте, что вам повезло. Не все местные жители побывали в новых
отреставрированных кенасах.
До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и
только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вел к дому молитвы. Теперь
кенасы стоят как новые, а возле ворот на скамеечке вас поджидает экскурсовод. Как только набирается группа из 8-10 желающих,
начинается экскурсия в храм и музей. Кенасы – своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли
на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника – а за воротами кенас как будто начинается другое
государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры. Это чувствуется. Там очень чисто и тихо, растут цветы, над
головой вьется виноград, а дальше виднеются невысокие домики с окнами цветного стекла: красного, синего, желтого.
Караимские кенасы, внутренний двор.
«Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более
тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов». Это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины
караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка,
и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы –
заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом:
ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым?
Предполагают, что караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом»
караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей
Российской империи. В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень. Еще раньше, в 13 веке, караимы
попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт. Известно, что за исключительную преданность
караимов князь доверил им охранять свою резиденцию – замок в г. Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие
переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали. До конца 18 века крепость
Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография. Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине,
находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в
буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия. Если бы они сохранились так же, как и те,
что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи
с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском. Караимская религия почти сразу была признана
самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было
учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий —
у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».
Караимы переселяются из древних мест проживания в новые города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем мигрируют в другие города:
Москву, Петербург, Харьков, Одессу… В начале 19 века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного
центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы Духовного Правления – гахама, строятся школы, реконструируется
Малая и строится Большая кенаса, открывается типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале 20
века открывается «Караи битиклиги» — караимская национальная билиотека-музей. Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не
Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод. В результате национальной политики советского государства караимы начали
утрачивать характерные для них черты, язык и религию.
Во что верят караимы?
Караимизм как религиозная доктрина возник в 8 веке, но корни его уходят в далекое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги
Ветхого Завета. Цель караимизма – служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто
называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не
нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведется на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не
доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук
и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин
существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведет на балкон, забранный деревянной решеткой. Службу в храме ведет газзан
(священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочередно с прихожанами.
Это обязывает прихожан сосредоточить свое внимание на богослужении – не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить,
какая молитва читается. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов. По субботам и в праздники читаются духовные песнопения
(земер), сочиненные караимскими поэтами в разные времена. Неучастие в богослужении считается одной из тяжелых религиозных
провинностей — оскорблением храма. Главных праздников у караимов три, и все они связаны с земледельческим циклом на широте Святой
Земли: Песах (Пасха) приурочен к первой ячменной жатве, Шавуот (Пятидесятница) – к первой жатве пшеницы, Суккот – к осеннему сбору
урожая и завершению земледельческого года. Крымские караимы всегда находились в этнорелигиозной изоляции, что отражается в тюркском
восприятии библейских заповедей. Тюркские корни — в мотивах религиозных песен, названиях праздников, месяцев, дней недели, в
украшении пасхальных опресноков, в женских именах. Караимизма придерживаются не только крымские караимы, но и представители других
народов – славяне, арабы, персы, греки, сирийцы.
Караимских кенасы
Кенасы – это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода
(100 на 50 локтей, т.е. 60 на 30 м). Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания
молитвы, Большая (Соборная) и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил кенасы в 1825 году, здание религиозной школы,
этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так
много, дворики кенас можно пройти за несколько минут: все расположено очень компактно.
Караимские кенасы 19 век.
Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская
семья Бабовичей. Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве.
Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы.
Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.
В лапидарии – те самые остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. Затем
мы попадаем во двор ожидания молитвы. Когда-то здесь был еще один вход в кенасы, из переулка. И здесь же, на небольшой колонне,
установлены солнечные часы.
Солнечные часы караимских кенас
Евпатория – один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти все время. По ним встарь караимы определяли время в
субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались росписями,
лепниной, позолотой, семисвечниками, драгоценными тканями, деревянной резьбой. Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые
были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т.к. после закрытия храма здание долго занимали госучреждения. Cоборную
кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II.
Евпаторийским караимам помогли общины Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя,
Николаева и даже Парижа. Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов. Рядом с кенасами — кафе национальной
караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры. Многие экспонаты очень интересны: например, древний
свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные
караимские костюмы.
Национальные караимские костюмы
| |