Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
НАШ АДРЕС
|
ул.Космонавтов, д.28
Симферопольский р-н,
пгт Николаевка,
Крым
Россия
297546(индекс)
|
КОНТАКТЫ
|
телефон
МТС Россия
+7 978 71 06 876 (viber)
e-mail buena_ventura@mail.ru
Skype - zorz73
|
|
| | |
| Главная » 2011 » Январь » 7 » Чуфут - Кале
|
Чуфут-Кале:
Пещерный город Чуфут-Кале — одно из самых загадочных мест Крыма.
Ореол таинственности лежит на всем, что связано с этим городом и
покинувшими его обитателями. Существует это поселение как минимум 800
лет. Загадки начинаются с самого момента возникновения города. По одним источникам, город был основан в XII веке аланами — одним
из воинственных племен, имевшим корни на территории нынешнего Ирана. В
дальнейшем город был захвачен войсками татарского хана Ногая. Другие
источники — датируют его появление только VI веком. Третьи считают —
история Чуфут-Кале начинается в XIII веке, когда татарские племена
попали на Крымский полуостров, где основали над долиной Ашлама-дере
крепость под названием «Кырк-Ор» — что значит «сорок укреплений». Действительно, город расположен на горном плато, имеющем с трех
сторон практически неприступные скалистые склоны. Даже сейчас попасть в
Кырк-Ор не через ворота древних укреплений очень тяжело, даже при
условии, что обороняющихся нет, и вам никто не мешает. «Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале один из современников
А.С.Пушкина. Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового
города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной
отвесной скале, расположенной на плато горного отрога, господствующего
над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную
строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив
естественную защиту крепостными сооружениями. В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен
иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и
ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных
землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Однако вскоре
татарские войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как
обычно, истребили, остальное население обратили в рабство. С середины XVII в. татары покидают крепость; там остались жить
только караимы. Татары считали их евреями (они исповедовали иудаизм),
поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе
означает «Еврейская крепость». И караимы прожили здесь еще более двух
столетий.
После включения Крыма в состав России, караимы объявили себя ее
приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не
евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать
им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории
империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое
плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с
Чуфут-Кале ушли последние обитатели. Сейчас в крепости живет только смотритель, да летом обитают археологи.
Татары по достоинству оценили неприступную крепость, стали называть
ее «Драгоценная Крепость» — «Джевхер — Кермен» и сделали ее столицей
татарской колонии. Надо сказать, что крепость на самом деле была
драгоценной — если соседние пещерные города за свою историю многократно
подвергались захвату, с Кык-Орк этого так и не случилось. Столицей
Крымского Ханства Кык-Орк был до постройки у подножия горы города
Бахчисарай, куда столица была перенесена ханом Хаджи-Гиреем в XV веке. Далее появляются Караимы. Когда именно, откуда и как — остается
загадкой даже сейчас. Как им удалось попасть в столь хорошо укрепленную
Драгоценную Крепость — история тоже умалчивает. Татары считали их
евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в
переводе означает «Еврейская крепость». И караимы прожили здесь еще
более двух столетий. С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там
остались жить только караимы.
Оборонительные сооружения были возведены очень хитро. Дорога к
южным воротам, которые считаются потайными, проходит по крутому склону
из осыпающегося под ногами и колесами песчаника. Сами ворота встроены в
стену сложенную из каменных блоков у горловины небольшого каньона
ведущего на плато. Вход очень узкий, войти в ряд может максимум 4
человека плечем к плечу или одна повозка. И тут начинается... Над
узким, сильно петляющим проходом, рядами расположены многоярусные
пещеры, из которых обороняющиеся могли удобно поливать противника
потоками кипятка и стрел. Практически неприступный проход упирается во
вторые ворота. Таким образом, противник, даже прорвавшись через первые
ворота, оказывался в смертельной ловушке! Именно это место в крепости
любят использовать кинематографисты при съемках фильмов о древних
культурах. В фильме по роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом»
хорошо показано описываемое укрепление.
Город. Очень интересное и поистине странное место. Даже сегодня
там происходят удивительные события, несмотря на то, что город покинут
жителями около 2 веков назад. Плато, на котором построена крепость
Чуфут-Кале, протянулось почти точно с запада на восток примерно на 4
километра.
Все люди, пробывшие в Чуфут-Кале хотя бы одну ночь, в один голос
рассказывают, что пережили интересный и необычный опыт. Одни пережили
его в более острой форме, другие в менее острой. Но почувствовали это
все. Человек, попавший в город утром или днем, скорее всего, ощутит
прилив жизненной энергии, внезапный душевный подъем и даже некоторую
эйфорию. Сильнее всего это проявляется не в самом городе, а в районе
древнего рынка — за восточными воротами.
С наступлением сумерек и сразу после захода солнца, все меняется.
Люди ощущают тревогу, беспокойство, даже депрессию и страх. Сильнее
всего это ощущается внутри города.
Но есть место совершенно зловещее и странное в эту пору суток, а
особенно ночью. Речь идет о древнем караимском кладбище, лежащем в
длинном расходящемся на два рукава пологом овраге на востоке плато.
Когда наступают сумерки, по мере приближения к оврагу, в котором
расположено кладбище, люди, начинают испытывать немотивированный
животный страх, усиливающийся по мере приближения к этому месту.
Интересно то, что эти ощущения возникают даже у людей не знающих, что
они идут в сторону кладбища, даже проходящих с обратной его стороны.
Рассказывают такой случай: примерно в 1996-98 годах, компания
молодых панков решила заночевать на Чуфутском кладбище... С заходом
солнца, они бросив вещи кинулись прочь из этого места, и не
возвращались на кладбище до самого утра, проведя беспокойную холодную
ночь на базарной площади Чуфут-Кале!
Еще одна легенда связана с расположенным у подножия Чуфут-Кале
православным храм Святой Марии, давший название Мариам-Дере небольшой
долине, в которой он находится. Чуфут-Кале во времена татарского
владычества в Крыму был по совместительству еще и тюрьмой для попавших
в плен «иноверцев», в том числе и весьма знатных. Так в качестве
заключенных «гостили» разное время в чуфутских пещерах литовский посол
Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.
По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и
князь Ромодановский.
Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы,
любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год
провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в
Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России
ценой — за него требовали города Казань и Астрахань. Выкупленный в 1681
г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком
вернулся Шереметев на родину.
В те времена выкуп родственников попавших в плен широко
практиковался. Главным местом, где происходил обмен или выкуп
родственников, попавши в руки татар — была Чуфут-Кале. Поскольку
вопросы веры в те времена были выше мирских законов, для православных
пленных была построена церковь, ставшая в последствии монастырем. Люди,
разыскивающие родных, приходили в храм, надеясь среди молящихся
встретить «своих». Так в самой ханской столице появился православный
монастырь. Его авторитет даже среди татар был настолько велик, что они
не тронули его, и он просуществовал до наших дней, превратившись в
Успенский мужской монастырь.
Из архитектурных памятников в Чуфут-Кале лучше всего сохранился
мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханым — на северном краю плато,
кенаса — молитвенные дома караимов и усадьба Авраама Ферковича — на
южном краю плато (рассказ об этой замечательной личности на отдельной
страничке). Кроме того, восточная часть города заканчивается крепостной
стеной с воротами, которая и сейчас не пускает в древний город
незванных гостей. И, наконец, пещеры. Пещер тут очень много — как
хорошо заметные на склонах горы, так и малоизвестные, в зарослях густых
кустов на восточной стороне плато, ближе к кладбищу. Среди пещер
выделяется одна — расположенная на южном склоне, почти на середине
плато, «трех этажная» пещера с удивительной акустикой. Любой безголосый
человек чувствует в ней себя как минимум Каррерасом! Легенды говорят,
что именно эта пещера служила тюрьмой.
Перед нами история небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим
в глубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и
своеобразной религией.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.
Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит
от древнееврейского "карай" - "чтец", тот, кто признает только писаный
закон.
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в.,
образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и
настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы быстро
начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала
остальных евреев. Например, они понимали стих книги Шмот как запрет на
использование в субботу любого огня и таким образом проводили весь день
в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось
запретом выходить из дома в субботу куда-либо помимо синагоги.
|
Караимская кенасса. XVI в.
|
|
|
|
|
Просмотров: 1626 |
Добавил: nikol
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
Календарь | « Январь 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
КАК ДОЕХАТЬ В НИКОЛАЕВКУ
|
От ж/д вокзала и аэропорта г. Симферополя по маршруту Симферополь-Николаевка
отправляются маршрутные такси, время пути 60 минут.
Также мы можем Вас встретить/проводить с ж/д вокзала или аэропорта.
Стоимость услуги 1200 руб - с вокзала, с аэропорта.
|
РАССТОЯНИЯ
|
От гостевого дома Buena Ventura
-до пляжа Николаевки 800 м или 10-15 мин ходьбы
-до центра Николаевки (автостанция, рынок продуктовый, вещевой) 700 м или 10 мин ходьбы
От Николаевки
-до Симферополя 40 км
-до Севастополя 50 км
-до Бахчисарая 40 км
-до Евпатории 50 км
-до Ялты 130 км. |
|